Реализация конституционного права граждан на обращения
В настоящее время
продолжает оставаться актуальной проблема надлежащего исполнения органами
государственной власти и местного самоуправления требований законодательства о
порядке рассмотрении обращений граждан.
Согласно ст.33
Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а
также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные
органы и органы местного самоуправления.
Из практики
рассмотрения обращений граждан в прокуратуре района следует, что, зачастую, не
получив ответа на свое обращение в государственный орган либо орган местного
самоуправления, либо получив ответ с нарушением сроков рассмотрение, гражданин
вынужден идти в прокуратуру, работники которой силой официального принуждения
истребуют эту же информацию у тех же чиновников. В результате страдает как сам
заявитель в силу затянувшегося срока получения ответа, так и авторитет органов
власти.
Изменению ситуации
способствовало бы знание ключевых положений закона, посвященного реализации права
граждан на обращение – ФЗ от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения
обращений граждан Российской Федерации» как должностными лицами, так как и
гражданами:
обращение
гражданина - направленные в государственный орган, орган местного
самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме
электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное
обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.
Граждане
имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные
обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и
должностным лицам. Осуществление гражданами права на обращение не должно
нарушать права и свободы других лиц.
Рассмотрение
обращений граждан осуществляется бесплатно.
При
рассмотрении обращения гражданин имеет право:
-
представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об
их истребовании, в том числе в электронной форме;
-
знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения;
-
получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов;
-
уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган,
орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых
входит решение поставленных в обращении вопросов.
Гражданин
в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование
государственного органа или органа местного самоуправления, в которые
направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего
должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию,
имя, отчество, почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ,
уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или
жалобы, ставит личную подпись и дату.
Письменное
обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента
поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или
должностному лицу.
Государственный
орган, орган местного самоуправления или должностное лицо:
-
принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав,
свобод и законных интересов гражданина;
-
дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
Письменное
обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных
государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица,
направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или
соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение
поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего
обращение, о переадресации обращения.
Обращение, в котором
обжалуется судебное решение, в течение семи дней со дня регистрации
возвращается гражданину, направившему обращение, с разъяснением порядка
обжалования данного судебного решения.
Письменное
обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления
или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в
течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Ответ
на обращение не дается в случае, если:
-
не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, и почтовый адрес, по
которому должен быть направлен ответ;
-
в обращении содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни,
здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
-
оно не поддается прочтению;
-
повторного обращения по одним и тем же доводам. Так, в случае, если в
письменном обращении гражданина содержится вопрос, на который ему неоднократно
давались письменные ответы по существу в связи с ранее направляемыми
обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или
обстоятельства, руководитель государственного органа или органа местного
самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе принять
решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с
гражданином по данному вопросу при условии, что указанное обращение и ранее
направляемые обращения направлялись в один и тот же государственный орган,
орган местного самоуправления или одному и тому же должностному лицу. О данном
решении уведомляется гражданин, направивший обращение.
Кроме
обязанности должностных лиц органов местного самоуправления дать в
установленный срок письменный ответ заявителю, руководителем орган либо
уполномоченным им лицом осуществляется личный прием заявителей, на котором
рассматриваются устные обращения граждан.
Содержание устного
обращения заносится в карточку личного приема гражданина. В случае, если
изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не
требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может
быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается запись в карточке личного
приема гражданина. В остальных случаях дается письменный ответ по существу
поставленных в обращении вопросов.
Письменное обращение,
принятое в ходе личного приема, подлежит регистрации и рассмотрению в порядке,
установленном для письменных обращений и описанных выше.
Ответственность
за нарушение указанного порядка рассмотрения граждан предусмотрена ст.5.59 КоАП
РФ. Возбуждение дел об административном правонарушении по данной статье
относится к компетенции прокуратуры.
В
случае нарушения права на обращение граждане вправе обратиться в прокуратуру
района с соответствующим заявлением.
Заместитель прокурора
района
юрист 1
класса
Е.Н. Шишов